ФЭНДОМ

Intel 4004 стал первым микропроцессором в мире, нашедшим практическое применение, хотя подобные устройства пытались создать и раньше.

4004 выпускался в течение 10 лет, начиная с конца 1971 года. Он представлял собой 16-выводную микросхему в DIP-корпусе, содержащую около 2300 транзисторов и имеющую максимальную тактовую частоту 740 кГц, что обеспечивало выполнение примерно 92 тыс. операций в секунду. Процессор имел разрядность 4 бита и был ориентирован на обработку двоично-кодированных десятичных чисел (BCD), поскольку его основным предназначением было использование в микрокалькуляторах.

Процессор имел 16 четырёхразрядных регистров общего назначения и 12-разрядную шину адреса. Система команд включала 46 инструкций, большая часть которых (41) кодировалась в восьми разрядах и лишь пять требовали 16 бит. Вызов подпрограмм обеспечивался внутренним стеком, глубина которого составляла всего три уровня.

В 1974 году был выпущен усовершенствованный процессор 4040, содержащий уже 24 регистра и 13-разрядную шину адреса. Система команд была расширена и включала 60 инструкций. Возросла и глубина стека (7 уровней).